Американская политика инкрементализма – Российский политтехнолог
Администрация Белого дома по-прежнему стремится придерживаться непоследовательной политики в сирийском театре военных действий.
11 февраля 2018 года министр обороны США Джеймс Маттис официально заявил, что после поражения “Исламского государства” Вашингтон больше не видит для себя необходимости принимать активное военное участие в Сирии. Данное заявление было поддержано Дональдом Трампом 23 февраля 2018 года. Американский лидер подчеркнул, что в результате ликвидации основных сил “ИГИЛ” американский военный контингент, сосредоточенный в Сирии, может быть расформирован. Тем не менее, 7 февраля 2018 года командующий спецслужбами США в Сирии Джеймс Джеррард заверил представителей прессы в том, что Вашингтон продолжит оказывать непосредственную помощь “SDF” (Проамериканская Сирийская Демократическая Сила – ред.). Данное заявление было обращено, прежде всего, к Турции, по отношению к которой “SDF” занимает враждебную позицию, а также к режиму Башара Асада, военные силы которого продолжают борьбу с оппозицией.
Недружественного послание в адрес Турции было озвучено и командующим силами США в Сирии и Ираке Полом Фанком, который заявил, что американские войска, находящиеся в Манбидже, смогут защитить себя. Это означает, что в случае турецкого наступления на Манбидж после завершения операции “Оливковая ветвь” подразделения ВС США не намерены покидать свои позиции и могут вступить в конфликт с турками.
Таким образом, военное присутствие Вашингтона в Сирии продолжается, несмотря на существенное притеснение “Исламского государства”. Отныне обеспечение безопасности “SDF” для Белого дома намного важнее, чем ликвидация последних сил “ИГИЛ”.
Более того, военный бюджет США на 2019 год предполагает реструктуризацию “SDF” в местные силы безопасности, что подразумевает расходы в размере около 300 млн. долларов США. В свою очередь, данная сумма значительно превышает лимит в 393 млн. долларов США, которые Вашингтон намерен потратить на вооружение “SDF” в текущем году. При этом общая сумма расходов, которая в 2018 году тратиться американцами на содержание “SDF”, не превышает полмиллиарда долларов США.
11 января 2018 года исполняющий обязанности помощника Госсекретаря США по ближневосточным делам Дэвид Саттерфилд подтвердил планы Вашингтона относительно переформатирования “SDF” в краткосрочной перспективе. При этом, чиновник подчеркнул, что основная цель данного плана состоит в организации в Сирии “иной политической силы, основанной преимущественно на местном самоуправлении”.
Международное сообщество, мягко говоря, не в восторге от американской инициативы. Москва, Тегеран и Дамаск выступили против плана создания местного самоуправления в Сирии посредством “SDF”. К тому же, против оказалась и Турция.
Помимо прочего, эксперты отмечают, что реализация плана Вашингтона относительно “SDF” может иметь большие трудности. “SDF” не настроена быть основной силой местной власти, предпочитая быть в оппозиции у ней. Поэтому вкладывать значительные финансовые средства в проект, который может привести к началу новой эскалации конфликта, по меньшей мере, нелогично, если, конечно, США изначально не преследовали такой цели.
Стоит отметить, что когда 7 февраля 2018 года сирийские правительственные войска совместно с российскими наемниками ЧВК “Вагнер” попытались отвоевать территорию бывшего нефтеперерабатывающего завода “Аль-Исба”, находящуюся по контролем “SDF”, то решительный отпор дали именно американцы. При этом если бы Вашингтону было действительно важно бороться именно с “ИГИЛ”, то абсолютно неважно, кто при этом контролирует нефтяные вышки в Сирии: внутренняя оппозиция или правительственные войска. Выступив же явно на стороне “SDF”, США недвусмысленно дали понять, что им крайне важно иметь контроль над сирийскими нефтяными месторождениями, чтобы посредством них добиваться политических уступок от Башара Асада.
Таким образом, Вашингтон стремится быть готовым оказать поддержку исключительно одному неконтролируемому игроку в сирийском концерте, совершенно отказываясь предвидеть то, как на это смогут отреагируют другие ведущие игроки. Такая политика инкремениализма опасна тем, что в ней не учитываются интересы всех или большинства участников конфликта, что свидетельствует о невозможности поиска компромисса между ними. В краткосрочной перспективе это может привести к значительным рискам, когда либо потребуются уступки со стороны Вашингтона, либо последует новая эскалация конфликта.
Денис Коркодинов, российский политтехнолог, специально для Aktor.Az