DünyaGündəmKÖŞƏManşetSiyasətXəbər xəttiНА РУССКОМ

Мастерская игра Турции в Африне – Российский политолог

Организация экстренного заседания Совета Безопасности ООН относительно начала военной операции Турции “Оливковая ветвь” в сирийской провинции Африн представляет собой ни к чему не обязывает процедуру. Участники международного заседания 23 января 2018 года не приняли ни каких серьезных решений, а всего лишь обменялись мнениями о турецкой военной активности. По сути, это была только “встреча ради встречи”. Вместе с тем, СБ ООН все же косвенно признал, что Реджеп Эрдоган в Африне начал блестящую и талантливую игру.

Прежде всего, Реджепу Эрдогану удалось консолидировать внутреннюю оппозицию в Турции и обеспечить компромисс между ними с тем, чтобы добиться одобрения военной операции “Оливковая ветвь”. Помимо прочего, он удачно использовал всплеск турецкого патриотизма в целях формирования позитивного общественного мнения о военной операции Анкары против курдских боевиков. Борьба с международным терроризмом – это то, с чем согласны даже непримиримые противники Реджепа Эрдогана. В этих условиях даже НАТО не смеет перечить турецкому лидеру и разделяет его стремления защитить собственное государство. Поэтому безошибочен вывод о том, что президент Турции, инициируя операцию “Оливковая ветвь”, продемонстрировал свое высокое мастерство не только как руководителя  страны, но и как дипломата, политического технолога.

Стратегическая важность Африна для Анкары традиционна. Данная сирийская территория находится рядом с турецкими провинциями Хатай и Килис и представляет собой “ворота” в горный хребет Аманос, контролируемый курдскими боевиками. Помимо прочего, Африн граничит с восточным побережьем Средиземного моря, выход к которому для курдов очень важен. Анкара препятствует курдским боевикам продвинуться к морю и объединиться, так как это представляет серьезную угрозу национальной безопасности Турции. В этой связи, операция “Оливковая ветвь” в Африне полностью оправдана.

Президент Турции Реджеп Эрдоган прекрасно понимает, что международное сообщество в настоящих условиях не может возражать ему. Более того, турецкий лидер, в определенной степени, получает удовольствие от военных успехов своей армии. Подтверждая это, 23 января 2018 года он заявил: “У нас нет времени слушать то, что говорят другие страны о нашей операции. Решение о начале операции было принято нашими людьми”. В этих словах Эрдоган недвусмысленно дает понять международному сообществу, что настроен весьма решительно, вследствие чего не намерен отступать, даже если весь мир будет против него.

В этих условиях Россия, вероятно, может пытаться убедить курдов отступить от Африна и передать район под контроль Турции. И не исключено, что впоследствии курды, потерявшие надежду получит поддержку со стороны Вашингтона, будут вынуждены уступить и покинуть Африн.

Это будет не только победой Турции, но и России. Ведь накануне организации Конгресса сирийского национального диалога в Сочи любая эскалация конфликта не выгодна. А если удастся договориться о временном прекращении огня, то российская инициатива относительно будущего Сирии, выдвинутая во время Сочинской встречи, имеет больше шансов быть одобренной.

При таком раскладе Вашингтон будет вынужден так или иначе ограничить свою поддержку сирийских курдов. Операция “Оливковая ветвь” позволяет Анкаре иметь дополнительные инструменты давления на администрацию Белого дома, так как США отныне вынуждены скатываться в положение, которое делает практически бессмысленным свое военное присутствие в Сирии.

Вместе с тем, Анкара вряд ли будет провоцировать Вашингтон на прямое военное столкновение в Сирии. В свою очередь, у США нет другого выбора, кроме как помнить о том, что Турция является важнейшим членом НАТО на Ближнем Востоке. И без Турции весь ближневосточный регион может быть навсегда потерян для американцев. Поэтому Вашингтон ничего не может сделать, а Турции от этого только хорошо.

 

Денис Коркодинов