Выверенная перспектива
Свершился исторический факт. Благодаря политической воле Президента Азербайджана Ильхама Алиева и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана 29 мая текущего года природный газ из Сангачалского терминала пошел через соседнюю Грузию на территорию братской страны, а через год достигнет Балканского и Апеннинского полуострова.
На этом поставлен восклицательный знак в многолетних спорах основных геополитических игроков, одни из которых упорно настаивали на том, чтобы Страна огней поставляла углеводороды на расширяющийся европейский рынок, другие же, скорее по инерции, чинили всевозможные препятствия. Может быть, из-за выгодного географического расположения или ввиду нежелания отпускать Баку из сферы своего влияния не было ни одного легкого календарного года в недолгой истории нашей государственной независимости.
Все стратегические успехи давались нам с трудом, включая подписание «Контракта века», реализацию Великого шелкового пути со штаб-квартирой TRACECA в Баку, строительство железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, да даже громкие гуманитарные, спортивные и музыкальные мероприятия на ставших со временем престижными площадках нашей столицы. Но и здесь можно отыскать позитив.
Во-первых, с каждым преодолением препятствия мы становимся опытнее, во-вторых, благодаря настойчивости и позитивной практике обретаем все больше партнеров и друзей. Это дорогого стоит – ведь буквально на нашей памяти при упоминании Азербайджана почти во всех странах мира задавались вопросом: что это за географическая новость – европейцы на полном серьезе считали нас «русскими», исламский мир – «шурави». Армению знали и даже поддерживали, что греха таить, нас же – ни в какую. Однако за каких-то четверть века ситуация в корне изменилась, и теперь чаша весов, причем не только в проблематике карабахского урегулирования, склонилась в обратную сторону. Если раньше христианское сообщество однозначно настаивало на привлечении страны-агрессора к реализации региональных проектов, сегодня, судя по нашей справедливой позиции, ведущие его представители говорят «на ваше усмотрение».
Все предыдущие события, включая апрельские бои двухлетней давности, – наглядное тому подтверждение, а Южный газовый коридор окончательно подвел итог шахматной партии – у «многострадальной нации» фактически не осталось сторонников на геополитической доске.
Что касается политического «сухого остатка», то стратегическое значение ЮГК еще больше укрепилось благодаря трансграничному характеру его проектов и политической поддержке со стороны транзитных государств, а также Евросоюза, как конечного бенефициара. Представьте себе, что контракты на поставку большей части газа с берегов Каспия уже заключены с конкретными покупателями из ЕС и Турции с Грузией вплоть до 2045 года. Кроме того, начиная с 2006 года, Азербайджан мог продавать добываемый им газ только в пределах своего региона, поскольку других возможностей у нашей страны не было ввиду отсутствия транспортной инфраструктуры, создание которой с нуля – дело непростое ввиду затратности.
Практическая польза от проекта заключается в том, что страна благодаря второму этапу разработки месторождения «Шахдениз» получила доступ к очередной серии новейших технологий, прибавив к этому опыт местных добытчиков. Создание в Сангачальском терминале пункта для сбора, обработки, хранения и экспорта природного газа тоже не стоит сбрасывать со счетов – это новые мощности. Актуален также вопрос газификации сразу нескольких стран южной Европы, есть кроме того дополнительная возможность расширения газотранспортной сети в Италии.
Чрезвычайная важность азербайджанского газа для стран Евросоюза вновь стала очевидной после взрыва 12 декабря прошлого года на территории газового хаба компании OMV в австрийском Баумгартене, который привел к остановке транзитных поставок в направлении Апеннинского полуострова, а также Словении и Венгрии. Это побудило прежде всего итальянские власти ускорить работы в рамках ТАР (ответвление ЮГК), чтобы получить к 2020 году газ с берегов Каспия. Кстати, в рамках первого этапа предусматривается поставлять до 8 млрд кубометров природного газа в Италию, что примерно эквивалентно 12% от текущего потребления страны. Учитывая, что цены на азербайджанский газ ниже, чем предлагают другие поставщики, ее власти смогут не только диверсифицировать его поставки, но и снизить стоимость для местных потребителей.
Что касается расширения географии партнерства, об этой перспективе можно судить по обсуждениям и решениям, принятым в ходе 4-го заседания Консультативного совета министров энергетики стран-участниц проекта «Южный газовый коридор». В рамках представительного мероприятия было рассмотрено дальнейшее усиление мощностей трубопровода в направлении стран Юго-Восточной Европы и географии поставок азербайджанского газа. То есть от той же Италии и других стран могут поступить предложения по продолжению наращивания объемов поставок отечественного «голубого топлива». Напомню, в ноябре 2017 года Европейская комиссия со своей стороны утвердила обновленный список проектов общего интереса, в котором оставила расширение ЮГК и реализацию его ведущих компонентов – TANAP и ТАР и даже прокладку из Туркменистана Транскаспийского трубопровода.
Есть еще один момент. О роли Южного газового коридора в глобальной энергетической политике говорят поздравления президента Соединенных Штатов, премьер-министра Великобритании, а также руководителей ведущих заинтересованных европейских стран. Энергетическая политика России в течение многих лет позволяла покрывать примерно треть потребностей Евросоюза в «голубом топливе». Теперь же появился еще один альтернативный источник энергии, который снизит потенциальную угрозу для запада континента и даже принесет экономически и политически значимую выгоду для этих стран.
С открытием Южного газового коридора высшее политическое руководство и национальное правительство открыли новую страницу как в энергетической политике, так и в экономике. Новый газопровод обеспечивает не только новые экономические и политические возможности для Азербайджана, но и для региона, и для Европы в целом.
Словом, открытие Южного газового коридора – это начало новой эры в энергетической безопасности всех стран. Тем самым Азербайджан увеличивает свой политический вес, становясь одним из самых важных игроков в новой ситуации.
Афлатун АМАШОВ,
депутат Милли Меджлиса, председатель Совета прессы Азербайджана