“Я осталась в Нигерии, доверяю местной системе здравоохранения” – ИНТЕРВЬЮ
В гостях у газеты «Каспiй» председатель действующей в Нигерии организации «Друзья Азербайджана» Биллура Байрамова-Бернард. Она рассказывает о том, как борются с коронавирусом в далекой Нигерии.
– В Нигерии сейчас жарко, температура держится на отметке 37-38 градусов. По мнению многих специалистов, в солнечную погоду коронавирус погибает. Как обстоят дела в этом плане в стране вашего пребывания?
– Я приветствую в вашем лице всех читателей газеты «Каспiй». Действительно, сегодня здесь температура воздуха достигает 36 градусов, но, к сожалению, в такую погоду вирус COVID-19 не гибнет. Часть медиков полагает, что при высокой температуре число заражений становится меньше, однако предположение это, к великому сожалению, не оправдалось. В Нигерии первый случай заражения коронавирусом отмечен еще в конце февраля, человек этот прибыл из-за границы. Согласно официальным данным, сегодня в стране зарегистрировано 214 инфицированных, четверо умерли от вируса.
– Насколько нам известно, в Нигерии сейчас действует карантин. Какие конкретно введены ограничения и каковы меры борьбы с нарушителями режима?
– Уже вторая неделя как в Нигерии введен карантин, а некоторые компании еще раньше приостановили работу. Учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Работают только предприятия, производящие продукты питания, аптечная сеть и телекоммуникационные компании. Жилые кварталы патрулирует полиция, транспортные средства проверяются на постах дорожной полиции. У водителей интересуются направлением и целью поездки, и если едущие имеют при себе купленные лекарства или продукты, требуют предъявить чеки или инвойсы. Если все в порядке, позволяют продолжить путь и напоминают, что по прибытии домой нельзя покидать место жительства.
Хочу подчеркнуть, что в таких странах, как Нигерия, карантин – задача непростая. Преобладающее большинство населения здесь занято на поденных работах. Очень многие зарабатывают на жизнь, торгуя продуктами питания на улицах. Промтовары – одежда, обувь и т.д. продаются по большей части на открытых рынках. Таким образом, многим карантин серьезно осложнил жизнь. Они всерьез опасаются перспективы затягивания карантина, полагая, что это может лишить их источников заработка и обречь на голод. К сожалению, никто не может сказать, как долго продолжится карантин. Ввиду сложившейся ситуации правительство приступило к разработке упреждающих программ.
Что касается второй части вашего вопроса, то пока в отношении нарушителей режима карательных мер не применялось. По-видимому, на первых порах карантин действует в облегченной форме.
– Как известно, с момента появления этого заболевания в центре внимания оказалась система здравоохранения стран, которым приходится бороться с пандемией. Судя по статистике, Италия и Испания испытания коронавирусом не выдержали. А как бы вы охарактеризовали здравоохранение Нигерии?
– Да, тема весьма животрепещущая. Прежде бытовала чрезмерная вера в возможности здравоохранения развитых стран, однако теперь мы стали очевидцами их фактической несостоятельности в противодействии вирусу. Нигерийское здравоохранение также имеет определенные проблемы, поэтому некоторые зарубежные компании, в том числе Total, начали ускоренную эвакуацию своих сотрудников из страны. Но часть иностранцев, в том числе и я, подходим к этому вопросу иначе. Лично я живу в этой стране уже более семи лет и за это время могла убедиться, на что способно нигерийское здравоохранение. Здешняя медицина имеет значительный опыт борьбы с вирусами.
Если помните, несколько лет назад ряд африканских стран охватила эпидемия эболы. Тогда я уже была здесь и могу категорически заявить, что Нигерия весьма успешно провела борьбу с эболой, летальных случаев было не много, распространение этого вируса удалось остановить. Теперь мы, как и весь мир, боремся с COVID-19.
В начале нашей беседы я сказала, что в стране заразилось 214 человек, но я не сомневаюсь, что официальная статистика реальности не отражает. Здесь очень много многодетных семей, и надо понимать, что означает для семьи заражение одного из ее членов, какие проблемы это повлечет.
– Какова ситуация в крупных городах?
– Например, в столице страны – Лагосе проживает более 20 миллионов человек. Легко представить себе, что произойдет, если инфекция начнет распространяться в условиях такого мегаполиса. Правительство приостановило работу церквей, затем школ и ряда других учреждений. На одном из стадионов мэрия установила палатки, в которых все подготовлено для возможных форс-мажорных ситуаций. Пока эти палатки пустуют, но они полностью оборудованы и оснащены медикаментами.
Подчеркиваю: я осталась в Нигерии, поскольку доверяю местной системе здравоохранения. Что касается малярии, то это заболевание в Африке – обычное дело, и есть точка зрения, что для борьбы против коронавируса следует использовать протоколы о мерах против малярии. В этом случае Нигерия сумеет справиться. К тому же у населения уже сформировался иммунитет против вирусов.
– Если Нигерия умеет бороться с вирусными заболеваниями, то она может поделиться своим опытом с Всемирной организацией здравоохранения. А как бы вы посоветовали в Азербайджане беречься от коронавируса?
– В Нигерии, как и повсюду, врачи призывают пациентов воздержаться от приема чуждых лекарств. В первые дни, когда разнеслась весть о том, что средства против малярии помогают от коронавируса, в Нигерии начался наплыв к аптекам, однако очень скоро выяснилась несостоятельность этой точки зрения, состояние многих ухудшилось. Хочу сказать, что принимать новые лекарства следует только под наблюдением врача. Пользуясь случаем, обращаюсь через вашу газету к друзьям в Азербайджане: в это трудное время очень важно уделять повышенное внимание личной гигиене и своему пищевому рациону, соблюдать социальную дистанцию. При проявлении симптомов немедленно обращайтесь к врачу, и не следует стесняться этого. Выявленные вовремя незначительные симптомы помогут избежать больших неприятностей. Находясь дома, вы помогаете и себе, и государству.
Если правила не будут соблюдаться, никакое, даже самое сильное государство не справится с инфекцией. Не следует распространять информацию недостоверную, провокационную. У меня есть близкие друзья в Италии, Испании и других странах, некоторые из них тоже заразились. Симптомы у всех схожи.
– А каков возраст тех, кто заразился коронавирусом?
– Как и во всем мире, в Нигерии большинство умерших – люди старше 60 лет. Именно по этой причине во всех странах правительства требуют от своих граждан не покидать жилища, чтобы предотвратить заражение пожилых членов семьи.
– Вы – руководитель азербайджанской диаспоры в Нигерии. Есть ли заразившиеся среди наших соотечественников и как они поддерживают связь друг с другом при карантине?
– Приятно констатировать, что среди наших соотечественников заразившихся нет. В основном они живут на значительном удалении друг от друга и стараются поддерживать связь с помощью современных технологий.
– Существует точка зрения, что коронавирус – это биологическое оружие. А какого мнения на этот счет придерживаются нигерийские медики?
– Известные в Нигерии ученые-медики не высказывают мнения о том, что этот вирус появился искусственным путем, то есть создан человеком. Они считают, что коронавирус распространился среди людей естественным путем и с ним нужно бороться. От граждан требуется соблюдать личную гигиену и другие противоэпидемиологические правила. Я надеюсь, что опасность в скором времени будет преодолена, человечество справится с этой проблемой.
И напоследок еще раз передаю привет всем азербайджанским друзьям и призываю их строго соблюдать введенные на государственном уровне правила.
Тельман МАМЕДОВ