Вехи уроков и побед
Как одно мгновение минули 26 лет с того дня, когда общенациональный лидер Гейдар Алиев вернулся к руководству республикой и был избран председателем Верховного Совета Азербайджана.
Однако фундамент Дня национального спасения был заложен гораздо раньше, начиная с несправедливости по отношению к народной памяти. Все мы помним, как большевики вписали в календарь 28 мая в качестве дня пограничника, чтобы наш народ забыл о Дне Республики, как они уничтожили цвет азербайджанской интеллигенции, чтобы оболванить людей и слепить из них «единый советский народ».
Очередной удар по нашей нации был нанесен 4 октября 1987 года, когда общенационального лидера освободили от должности члена Политбюро и первого зампредседателя Совмина СССР. То есть оклеветан и очернен был не только ведущий национальный кадр, но и развязаны руки тем силам, которые были настроены против Азербайджана.
Ко времени созревания национально-освободительного движения я был ответственным работником Государственного информационного агентства Азеринформ (нынешний АзерТАдж) и рос вместе с самоидентификацией азербайджанцев. По долгу службы и по зову сердца бывал и на митингах, и в официальных учреждениях, брал интервью у тогдашнего руководства республики. Хаотичность и стихийность митингов сыграла недобрую службу в то время – трибуну, а впоследствие и саму власть захватили авантюристы. Были «кадры» и похуже, которые руководствовались указаниями извне, что в итоге привело к серьезному расколу в национально-освободительном движении. Интеллигенция была вытеснена с первых рядов во всех смыслах – с трибуны были изгнаны такие люди, как Бахтияр Вахабзаде, Зия Буньятов, Сабир Рустамханлы, толпа кричала, что они «партократы», люди старой формации. Именно на этом фоне в республике началась грызня за власть.
Буквально через две недели после того, как Гейдар Алиев был вынужден отойти от активной деятельности, последний генсек Михаил Горбачев принял у себя руководителей армянских сепаратистов, где был одобрен секретный план, предусматривающий передачу Нагорно-Карабахской Автономной области Армении. То есть агрессия против нашей страны была поддержана на высшем уровне советского руководства – из-за рубежа прибыли вооруженные, хорошо обученные дашнаки, боевикам раздавали даже крупнокалиберное оружие, бронетранспортеры и танки воинских частей, дислоцированных у соседей, также были в распоряжении агрессивных националистов.
У нас же всех этих возможностей не было – прокуратура возбуждала уголовное дело даже за хранение единицы огнестрельного оружия. Если добавить к этому еще и беспредел, грызню за власть, массовый саботаж на производстве, проигрыш в первом вооруженном этапе нагорно-карабахского конфликта и потеря пятой части земель явились логичным следствием.
В то время Азербайджану повезло с тем, что после долгого ожидания Гейдара Алиева отпустили на родину. Правда, официальный Баку чинил всякие препятствия его проживанию здесь, потому он в целях собственной безопасности был вынужден уехать в родной Нахчыван, где население его встретило настолько тепло, что он тут же был избран депутатом, а затем и председателем Верховного Совета Автономной Республики, где навел порядок.
Было бы кстати вспомнить, как во времена Народного фронта власти страны пытались создать блокаду для любой информации, поступающей из автономии. В ту пору я был и.о.директора АзерТАдж, и мне стоило немалых усилий каждый раз объяснять «наверху», что в Нахчыване рядом с Гейдаром Алиевым, имеющим колоссальный геополитический авторитет, находятся представители ведущих турецких, российских и прочих зарубежных СМИ, которые доводят правду до мировой общественности – только таким образом нам удавалось публиковать обращения общенационального лидера в связи с текущей ситуацией. Руководство страны не понимало того, что Нахчыван фактически со всех сторон блокирован (исключение составлял узкий участок Садаракского района на границе с Турцией), и что своим поведением оно способствовало усилению блокады.
Иными словами, дилетанты от политики сделали все возможное, чтобы народ отверг их управление и призвал к власти Гейдара Алиева – передовая часть интеллигенции побывала в Нахчыване с целью убедить его вернуться в Баку спасать ситуацию, так как страна была почти на грани расчленения.
Результатом всего этого стало то, что страна была спасена от хаоса, развала и разрухи.
Возвращение Гейдара Алиева к руководству республикой явилось для Азербайджана подлинным спасением. Стали приниматься последовательные меры по устранению проблем, возникших в период бесславного руководства бывшей власти, тандема ПНФА-«Мусават». Здоровые силы народа были мобилизованы на решение накопившихся проблем.
Именно Гейдар Алиев даровал нашему народу сегодняшнюю стабильность и спокойствие. Молодежь этому не поверит, однако именно благодаря общенациональному лидеру об Азербайджане мир узнал впервые – раньше глобальная общественность думала, что речь идет о Баку, населенном пункте с многочисленными нефтяными вышками. Однако сегодня Азербайджан превратился в государство, с которым считаются в мире, которое стало центром проведения многих международных мероприятий, форумов, спортивных и культурных состязаний. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые вывозят массу позитивных впечатлений.
Однако это сейчас, а тогда общенациональный лидер вынужден был чистить «авгиевы конюшни», решая накопившиеся проблемы, параллельно его усилия были устремлены на развитие и укрепление государственности. Вместе с тем стоял вопрос вывода Азербайджана из состояния политической нестабильности и восстановления суверенитета страны. Одновременно необходимы были коренные меры по сокращению безработицы и формированию у общественности ответственности за будущую судьбу государства.
Азербайджан за десять лет нахождения во власти Гейдара Алиева прошел путь возрождения государственности, демократического транзита и консолидации параллельно с масштабными экономическими реформами, гуманизацией политической системы страны и социальных отношений. По прошествии более четверти века с того исторического времени, когда общенациональный лидер возглавил Азербайджан, государственность и национальное сознание, экономика и социальное устройство пережили коренную трансформацию. Произошла столь необходимая стабилизация общественно-политической жизни, создание и совершенствование демократических традиций и институтов. Укрепился государственный аппарат и сформировались работоспособные институты государственного управления. В обществе были созданы новые поведенческие нормы и стереотипы, сформировалась новая открытая и демократическая гражданственность. Сложились ключевые приоритеты экономического развития в условиях режима прекращения огня на карабахском фронте, начиная с 1994 года. Была создана нефтяная стратегия независимого государства, основу которой заложило подписание «Контракта века». Произошло изменение роли Азербайджана, как регионального логистического центра, посредством активного участия в проекте «Великий Шелковый путь». Кроме того, сформировалась жизнеспособная модель внешней политики, была создана современная боеспособная армия.
И все это благодаря тому, что к власти в стране в нужное время пришел нужный человек. Гейдар Алиев как на теоретическом уровне, так и на практике воплотил в жизнь совокупность норм и ценностей, вылившуюся в жизнеспособную модель консолидированной демократии. В период его президентства был заложен прочный фундамент для современного развития страны, обеспечено восприятие Азербайджана, как состоявшегося государства, созданы условия для предстоящего его прорыва в современный мир, и это тоже далеко не все. Для всего азербайджанского народа Гейдар Алиев стал тем непреходящим национальным символом, с которым ассоциируется национальное возрождение и достоинство нации.
Примечательно, что политика общенационального лидера Гейдара Алиева по сей день успешно претворяется в жизнь Президентом Ильхамом Алиевым. В результате неустанной и уверенной деятельности главы государства наша страна стала одним из самых сильных и могучих государств мира, с которым считаются не только страны региона, но и великие державы.
Афлатун АМАШОВ,
председатель Совета прессы Азербайджана, депутат Милли Меджлиса/Газета “Каспий”