GündəmİqtisadiyyatManşetSiyasətНА РУССКОМ

Определенные круги настраивают Грузию против Азербайджана – Эксперт

Президент Грузии Саломе Зурабишвили прибыла в среду с официальным двухдневным визитом в Азербайджан. В Баку прошла встреча главы Грузии с азербайджанским коллегой  Ильхамом Алиевым в формате тет-а-тет и в расширенном составе. Из официальных источников стало известно, что темой переговоров станут вопросы двустороннего сотрудничества. Напомним, что это первый региональный визит Зурабишвили после ее избрания президентом Грузии.

В последнее время азербайджано-грузинские отношения переживают не лучший период. Азербайджанская общественность Грузии на президентских выборах поддерживала кандидатуру конкурента Зурабишвили – Григола Вашадзе. Напряженность между двумя государствами усилилась в результате установления в грузинском селе Бугашен муниципалитета Ахалкалаки бюста террориста Михаила Авакяна по кличке “Кобра”, участвовавшего в нагорно-карабахской войне против Азербайджана, убившего мирных азербайджанцев. Конечно, этот шаг вызвал протест у азербайджанской и грузинской общественности.

Кроме  того, все чаще стали звучать высказывания по поводу возобновления переговоров с российской стороной по поводу закупок Грузией газа. Все это не могло не повлиять на азербайджано-грузинские отношения.

Конечно, исторически сложившиеся связи между Азербайджаном и Грузией и двумя народами больше страдают от влияния негативно настроенных против Азербайджана сил.

Визит руководства Грузии в Азербайджан, а также двусторонние связи для Новости-Азербайджан прокомментировал глава клуба политологов “Южный Кавказ” Ильгар Велизаде:

“В азербайджано-грузинских отношениях бывали времена и получше, можно так сказать, характеризуя нынешнее их состояние. Отношения на протяжении последних 20 лет развивались динамично, совершенствовались, обретали новые формы. Конечно, два наших государства сегодня находятся в центре реализации очень важных стратегических проектов в области транспорта, энергетики и ИКТ. Кроме того, в военной сфере у нас реализуется целый ряд региональных проектов. Наши отношения в реальности выглядят таким образом. Но, к нашему сожалению, есть силы, которые пытаются расстроить эти отношения. Политические круги  Армении раз за разом говорили о том, что Грузия подпадает под влияние Азербайджана и Турции, Грузия зависит от них и т.д. И отдельные политические круги в Грузии демонстрировали свою абсолютную близорукость, идя на поводу у этих настроений. В конечном итоге масса провокационных вопросов оказались чувствительным фактором сегодня, которые вносят определенный форс-мажор в них.

Сама Зурабишвили в бытность главы МИДа Грузии была у истоков нынешнего характера двусторонних отношений, она была фактически активным сторонником продвижения азербайджано-грузинских отношений. Спустя определенное время в качестве президента Грузии и в ходе своей предвыборной кампании  она стала делать достаточно противоречивые заявления, которые не остались без внимания в Азербайджане и азербайджанской общественности в Грузии.

Инцидент с памятником палачу азербайджанского народа, который фактически, несмотря на реакцию азербайджанской стороны, остался без ответа – все это говорит о том, что ситуация далека от того настроя, который присутствовал лет 10 назад.

Что касается газа, то могу сказать, что руководство Грузии несколько лет назад к этой теме возвращалось. Они пытались избавиться от зависимости от Азербайджана в газовой сфере, старались выстроить отношения с “Газпромом”. У них не вышло, потому что цена на азербайджанский газ для Грузии на порядок меньше, чем на российский.

Сегодняшние попытки реанимировать переговоры с “Газпромом” выглядят достаточно необоснованными. Возможно, у грузинской стороны есть свой резон на это и мы не вмешиваемся в эти процессы. Повышение цен на газ с азербайджанской стороны вполне оправдан, поскольку цена на энергоносители в последнее время в мире повысилась. Цена на газ коррелируется в зависимости от цены на нефть. С учетом этого, конечно, корректировка на цены должна была быть проведена. Причем корректировка коснулась предприятий и промышленных объектов, а для населения газ реализуется по прежней цене.

Лет 10 назад в Грузии никто не говорил об исключительной зависимости от азербайджанских энергоносителей. А то, что сегодня об этом говорится некоторыми грузинскими политиками с подачи армянских коллег, то это не может остаться незамеченным в Азербайджане. Мы помним, как мы протянули руку помощи Грузии, когда она была отрезана от газа, и мы фактически были единственной страной, которая спасла Грузию от холодной зимы. Нужно называть вещи  своими именами. Грузинский народ по-прежнему это помнит, в том числе и политики. Но есть и те, у кого память короткая. Пусть это останется на совести людей, играющих в нечистоплотные игры. Такие нелицеприятные эпизоды не смогут помешать двустороннему сотрудничеству, потому что прагматизм и глубокие исторические корни, которые связывают наши народы, все же возьмут верх, и место политиканов, пытающихся как-то спекулировать на определенных темах, на свалке. О них больше никто не вспомнит”.