Заместитель Примакова вспоминает о Гейдаре Алиеве – ВИДЕО
12 декабря исполнится 15 лет как ушел из жизни Гейдар Алиевич Алиев. Портал «Москва-Баку» публикует серию интервью, посвященных государственному деятелю мирового масштаба, общенациональному лидеру Азербайджана Гейдару Алиеву. Известные политики, коллеги и люди, знавшие Гейдара Алиевича Алиева, рассказывают о нем как о человеке и руководителе.
Представляем вниманию читателей воспоминания бывшего первого заместителя Министра иностранных дел России (1996-1998гг.), экс-министра РФ по делам СНГ Бориса Пастухова.
– Для меня большая честь принимать участие в cюжете, приуроченном к 95-летию Гейдара Алиевича Алиева. Мой возраст позволяет мне сказать то, о чем я задумывался неоднократно. Он был действительно великим сыном своего замечательного народа. Трудно выразить в словах все глубокое почтение перед этим человеком. Меня поражала в нем его удивительная человечность и колоссальные знания – любого предмета, совершенно феноменальная память. Я никогда не забуду моего первого общения с Гейдаром Алиевичем. Я тогда работал секретарем ЦК ВЛКСМ. Он пришел в Азербайджан и менял всех. Очередь дошла до комсомола – поменял комсомольцев. Помню, мы с ним стоим, идет голосование, выбирают нового «вожака» комсомольцев Азербайджана. Стоим у урны для голосования. Я говорю, давайте отойдем в сторону, как-то не очень удобно, все видят, что мы вроде как надзираем. Гейдар Алиевич отвечает: «Да ты не волнуйся, все, кто будет голосовать против, все равно это сделают, стоишь ты около урны или не стоишь».
Потом после возвращения в Москву из заграничной командировки меня назначили заместителем министра иностранных дел, после чего я несколько раз появлялся в Баку. Особенно мне запомнилась моя первая поездка и общение там с Гейдаром Алиевичем.
Гейдар Алиев дважды взбежал на вершину карьерной лестницы. Сначала – когда стал первым секретарем Компартии ССР Азербайджана, второй – когда в 1993 году вернулся к власти в Азербайджане, возможно, поняв еще больше, в чем нуждаются простые люди. Я имел честь и удовольствие наблюдать его и в первый, и во второй периоды.
Гейдар Алиевич все в деталях помнил о людях, с которыми общался. Он был выдающийся человек, но особенно его великие качества раскрылись во второй его приход к власти в Азербайджане. Вся жизнь его была посвящена одному – чтобы простые люди в Азербайджане жили хорошо и счастливо.
Когда Гейдар Алиев работал первым заместителем председателя Совета министров СССР, я был простым министром – председателем Госкомитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Простым – да не совсем – с выговором без занесения в учетную карточку. Мне исполнилось 50 лет, а по традиции в этот юбилей награждают орденом. Из-за выговора орден мне не дали. Но Алиев настоял на том, чтобы меня все-таки как-то отметили со стороны правительства в связи с юбилеем, чтобы что-то осталось на добрую память. В итоге меня наградили памятным подарком – картиной, она сейчас висит у меня дома. Как-то Алиев встретил меня и сказал: «Борис, орденов у тебя много, а картина такая – одна». «Да, Гейдар Алиевич», – согласился. Картина висит у меня дома до сих пор – березы, русские березы.
Помню момент, мы приехали с Евгением Максимовичем Примаковым в Баку, для того, чтобы обменять в рамках нагорно-карабахского урегулирования армянских и азербайджанских военнопленных всех на всех. Алиев делал все, что было в его силах, для того, чтобы решить карабахскую проблему. Россия также старалась внести свой вклад в урегулирование конфликта, и сейчас она вносит большой вклад в урегулирование.
После этого в Баку я был в составе российской правительственной делегации на инаугурации Гейдара Алиева после его избрания в 1993-м президентом Азербайджана. Он вышел и почти два часа без всякой бумажки произносил свою инаугурационную речь. Все ахали, а я-то знал Алиева давно. Я не был удивлен, был уверен, что так и будет.
Об отношениях Гейдара Алиева и Евгения Примакова
Академик Примаков был не только давним товарищем семьи Алиевых, он успел сыграть определенную роль в их становлении. Как-то Гейдар Алиевич пригласил нас с Евгением Максимовичем к себе домой в загородный дом. Меня поразили скромность и простота обстановки этого человека тогда. Казалось бы, руководитель процветающей республики должен окружить себя роскошью, он же жил в скромности и с большим достоинством принимал Примакова.
Евгений Максимович и Гейдар Алиевич познакомились в тяжелое время. Но Примаков всегда относился к Гейдару Алиеву с большим уважением. Я, работавший с Примаковым, начиная с Министерства иностранных дел и заканчивая моей должностью министра по делам СНГ в его правительстве, могу подтвердить это где угодно и перед кем угодно.
Самед Вургун объединил нас
Примаков сидит в кабинете Гейдара Алиева. Я хожу нервно по коридору. В приемной президента Азербайджана библиотека. Я беру томик Самеда Вургуна. Когда закончили беседу, подхожу к Алиеву и говорю: «Гейдар Алиевич, можно я у вас утащу эту книжку, у меня нет». «А что, у вас не издают?» – спрашивает Алиев. Я говорю: «Может быть и издают, но я пропустил, у меня нет ни одно вещи Самеда Вургуна. Черкните, пожалуйста, автограф на этой книге». Гейдар Алиевич раз и расписался. Эта книга лежит у меня дома, пузатенькая такая, красная.
Об Ильхаме Алиеве
Как-то мы встречались с Евгением Максимовичем и сыном Гейдара Алиева – нынешним президентом Ильхамом Алиевым. Он очень похож на отца. Не только внешне, но своей рассудительностью, простотой в общении. Он произвел на меня большое впечатление. Он пришел на встречу с нами, мы сидели, вели беседу. Все забыли о яствах, которые стояли на столе. Шла беседа двух интеллектуалов – Примакова и Алиева-младшего. Вспоминали о Гейдаре Алиевиче, тихо говорили о великих вещах, которые связывают два великих народа – России и Азербайджана.
Об отношении Гейдара Алиева к России
Гейдар Алиевич всегда с большим пиететом говорил о России, о Москве. Кто бы ни находился у власти в Москве, он уважительно говорил об этих людях. Он видел в дружбе с Россией, в уважительных и добрососедских отношениях залог прекрасного будущего Азербайджана. Так оно и есть, так и получилось.
О российско-азербайджанских отношениях
Сегодня отношения России и Азербайджана развиваются по восходящей. И это очень здорово и правильно, это в интересах двух государств. Трудно найти вторую такую страну как Азербайджан, где было бы такое отношение к русским и русскому языку. Это факт. Наши отношения не стоят на месте, это отношения сотрудничества, мира и полного взаимопонимания. Расскажу о собственном примере. У меня дома стоит собрание сочинений азербайджанского писателя Чингиза Абдуллаева. Ой, как замечательно пишет!
Живу напротив посольства Азербайджана. Знал предыдущего посла, знал Муслима Магомаева. Каждый день, направляюсь на работу, а потом – с работы – проезжаю мимо его памятника и кланяюсь ему, дорогому Муслиму. Как здорово, что он стоит там, у нас в переулке, около посольства Азербайджана. Знаю, что и Муслима Магомаева, и Тамару Синявскую Гейдар Алиевич очень любил. Он относился к ним как к своим детям, много сделал для их творчества, них, как больших художников современности.
Память об этих выдающихся азербайджанцах будет жить всегда. Иногда тишину арбатских переулков прерывает «голос» азербайджанского певца. Я считаю, что это великая традиция – вспоминать о человеке его песней.
То, что сближает россиян и азербайджанцев, то, что мы родные друг другу люди, показывает близость наших характеров. Нас связывает очень многое, нас связывает вековая дружба, которую никто не посмеет нарушить.
Я знаю, как наши люди относятся к азербайджанцам. Очень хочется побывать в Баку сейчас. Соберусь как-нибудь обязательно.
О нагорно-карабахском урегулировании
В период, когда Евгений Максимович Примаков был министром иностранных дел России, я – его заместителем, мы старались сделать все для того, чтобы нормализовать эту проблему. Но она была застаревшей. Мы регулировали конфликты при горячей крови.
По поручению Примакова я не раз выезжал и в Азербайджан, и в Армению по делам нагорно-карабахского конфликта. Я видел, как Примаков старательно занимается этой проблемой. Но мы понимали, что ее не удастся решить сейчас. Мы считали, что эта проблема должна быть отложена. Но я всегда говорил армянам: “Вы рискуете. Азербайджан наберет силу, наберет побольше денег, будет иметь сильную армию и сокрушит вас. Подумайте об этом”.
Об Содружестве Независимых Государств
Я считаю, что СНГ доказало свою жизненную силу. 25 лет с лишним существует эта организация. За это время она могла уже несколько раз закрыться. Но этого не произошло, Содружество продолжает существовать во благо наших народов. Благодаря СНГ встречаются руководители государств и оно может стать еще одной площадкой для урегулирования конфликтов.
О роли Азербайджана на международной арене
Роль Азербайджана на международной арене сегодня растет. Мы не один еще раз будем обращаться к Азербайджану, к его усилиям, направленным на повышение роли наших стран в делах Ближнего и Среднего Востока.