DünyaGündəmKÖŞƏManşetSiyasətXəbər xəttiНА РУССКОМ

Катарский кризис: cохраниться ли арабский союз? – Российский политтехнолог

На фоне затянувшегося Катарского кризиса вполне реалистичным сценарием является перспектива выхода Дохи из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Подобное развитие событий оказывает на арабский блок стран негативное влияние, по сути, разрушая отношения между ними.

Июнь 2017 года был ознаменован началом процесса разложения ССАГПЗ, когда Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет организовали кампанию по изоляции другого члена арабского союза – Катара. Дохе были предъявлены обвинения в создании угрозы региональной стабильности, поддержке международного терроризма и выражении политических симпатий режиму аятолл.

Вопреки реализованному комплексу ограничительных мер, в том числе, в сфере дипломатии, авиационного сообщения и экономического сотрудничества, Катар оказался маловосприимчивым на внешнее давление. Более того, режим Аль-Тани сравнительно быстро трансформировал экономику страны к новой реальности, тем самым, поставив “арабскую четверку” (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет) в весьма неудобное положение: несмотря на их значительные усилия по изоляции Дохи, она практически безболезненно преодолела образовавшиеся трудности.

Доха не только не разорвала отношения с Ираном и Турцией, но, напротив, активизировала их посредством предоставления Анкаре исключительного права на создание военной базы в Катаре, а также посредством интенсификации экономического взаимодействия с Тегараном. Кроме того, режим Аль-Тани расширил поле для сотрудничества с исламистскими группировками “Братьев-мусульман” и “ХАМАС”, тем самым, создав для саудитов и аффилированных к ним политическим образованиям объективную угрозу нестальности.

В течение девяти месяцев блокады “арабская четверка” не смогла реализовать цели своей кампании по дестабилизации Катара, в результате чего саудовская внешняя политика потерпела очередное фиаско. Однако в перспективе такое фиаско может привести к кардинальной перестановке на “шахматном поле” Ближнего Востока: Тегеран может существенно укрепить свои позиции в регионе и нанести ССАГПЗ “смертельный удар”.

Проблема состоит в том, что сохранение ССАГПЗ представляет собой основную цель, прежде всего, для Вашингтона и Лондона. Это позволяет международному сообществу продолжать диалог в сфере обороны и безопасности, продавая и закупая оружие в странах Персидского залива. Кроме того, ССАГПЗ традиционно рассматривается через призму противодействия Ирану, который, по мнению Дональда Трампа, является “террористическим государством”, в силу чего, любое ослабление “арабского блока” неизбежно приведет к усилению позиций Тегерана.

Вместе с тем, маловероятно то, что ССАГПЗ может быть полностью расформирован. Скорее всего, речь может идти о приобретении “арабским блоком” статуса формальной структуры, не принимающей какие-либо решения, по типу Багдадского пакта, CENTO и прочих организаций арабского мира.

Современный Катарский кризис свидетельствует о том, что в блоке ССАГПЗ имеются значительные проблемы. Прежде всего, организация утратила статус коллективной миротворческой инициативы, призванной сбалансировать интересы ее участников. Между тем, посредством изменения внешнеполитической политики Эр-Рияда и Аду-Даби произошло формирование новой модели интервенционистской политики ряда арабских стран, что полностью меняет отношение к ССАГПЗ, которая перестает восприниматься в качестве “организации консенсуса”.

Исходя из радикальных действий со стороны Саудовской Аравии и тяжести выдвинутых Катару обвинений, довольно трудно предполагать, что режим Аль-Тани будет смиренно наблюдать за всем происходящим. Напротив, он, скорее всего, начнет проводить более решительную политику, не считаясь отныне с кем бы то ни было из числа тех, кто выступал против него.

Следует также обратить внимание на то, что в Катаре расположена штаб-квартира Центрального командования ВВС США, а также Экспедиционная авиационная группа Великобритании. В этой связи , выход Катара из ССАГПЗ может создать объективные угрозы безопасности пребывания американского и английского военного контингента в Дохе. Поэтому США и Великобритания настроены на то, чтобы не доводить Катарский кризис до стадии разрыва каких-либо существующих договоренностей. Более того, намеченный на май 2018 года саммит США-ССАГПЗ представляет собой повод для “сглаживания острых углов” с Катаром. Тем не менее, Саудовская Аравия и ОАЭ слишком далеки от того, чтобы идти на какие-либо уступки Дохе. Они, скорее всего, предпочтут сохранять status quo: ничего не гарантируя Катару, но и не ослабляя давление на него. В такой ситуации вряд ли ССАГПЗ может сохраниться в прежнем составе и, вероятно, превратится в формальный субъект политики, не принимающий стратегических решений.

 

Денис Коркодинов, российский политтехнолог, специально для Aktor.Az